Политический менеджмент
Содержание понятия. Структура и виды политического менеджмента. Роль политического менеджмента в политической жизни.
Что такое политика?
Политика - система отношений, складывающихся по поводу завоевания, удержания, распределения и реализации власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР - КТО ЭТО?
Политический актор - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе.
КТО ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР?
Главный политический актор - государство.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ЧТО ЭТО?
Политическое управление - процесс управления, направленный на достижение таких политических целей, как завоевание, удержание, распределение и реализация власти.
Есть ли разница?
  • ПОЛИТИКА
    Система отношений, складывающихся по поводу завоевания, удержания, распределения и реализации власти.
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    Процесс управления, направленный на достижение таких политических целей, как завоевание, удержание, распределение и реализация власти
  • Политика
    Определяет стратегическую содержательную концепцию деятельности, задает стратегические цели развития, наполняет целеполагание и дальнейший процесс достижения цели смысловым и ценностным содержанием
    Стратегия
  • Политическое управление
    Достижение поставленных целей с учетом того смыслового и ценностного содержания, которое задается на уровне определения политики в той или иной сфере
    Процесс
  • Политические акторы
    Субъекты - индивиды и группы, использующие либо применяющие политическое управление для достижения поставленных целей и задач
    Субъекты
Типы политического управления
  • СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ
    Объективно действующие процессы, которые побуждают людей воспроизводить различные компоненты политической системы
  • РЕЛЯЦИОНИСТСКИЙ
    Субъектно-объектные отношения, когда можно четко выделить, кто управляет, а кто является объектом управления, то есть подчиняется воле управляющего
Субстанциональное политическое управление
Подчинение нормам, правилам, принятым в данном обществе
  • Политическая институализация
  • Политическая легитимация
  • Политическая социализация

Политическая институализация

Процесс образования, закрепления и признания основными политическими институтами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением.


Процесс формирования в обществе устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих политическую сферу человеческой жизнедеятельности и организующих её в систему ролей и статусов, образующих политическую систему.

Политическая легитимация
Процесс и явление, в результате которого происходит признание большинством общества правомерности господства политического режима, действующего в данный период.

Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим, установкам, ожиданиям общества, народа, людей.

Политическая социализация

Политическая социализация — процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей.


Это важный механизм формирования политической культуры и передачи политических традиций от одного поколения к другому.

  • Политическая институализация
    Образование, закрепление и признание политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением.
    Организация
  • Политическая легитимация
    Признание большинством общества правомерности господства политического режима, действующего в данный период.
    Принятие
  • Политическая социализация
    Усвоение индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры.
    Интеграция
Реляционистское политическое управление
Субъектно-объектные отношения, когда можно четко выделить, кто управляет, а кто является объектом управления, то есть подчиняется воле управляющего
  • Государственное управление
  • Политико-организацинное управление
  • Политический менеджмент

Государственное управление

Отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъектов управления с одной стороны и населением, и его отдельными группами с другой.

Государственное управление
Реализация экономической политики
Разработка новых законопроектов
Вынесение судебного решения
Увеличение пенсионного возраста
Повышение налогов
Выплата пособий

Какая главная особенность государственного управления?

Главная отличительная черта государственного управления - опора на право легитимного принуждения.
1/14

Политико-организационное управление

Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности их работы.

Политико-организационное управление
Ликвидация подразделения в министерстве
Назначение нового заместителя министра
Разработка нового регламента межведомственного взаимодействия
Создание политической партии, движения, фонда
Сокращение численности госслужащих
Создание БРИКС
Государственное и политико-организационное управление
Главная особенность - они заключены в рамки внутренних норм, правил, установок, что в какой-то степени делает эти отношения схожими с менеджментом экономических организаций.
Политический менеджмент
Управление политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий.
Политический менеджмент
Система управления отношениями действующих политических акторов, возникающими в процессе выбора ими решений относительно публично-правовой сферы.
Политический менеджмент
Организация и управление политическим процессом, которые делают политический процесс и деятельность политического актора максимально эффективными в сложившихся условиях.

Политический менеджмент

Особая форма управленческой деятельности в политике, при которой субъект управления не имеет возможности оказывать прямое влияние на объект управления в ходе достижения поставленных политических целей и решения актуальных политических задач и вынужден прибегать к иным формам воздействия.

Какие отношения можно содержательно отнести к политическому менеджменту?
Преподаватель - Студент
Кандидат - Избиратель
Президент - Гражданин
Командир - Солдат
Лидер партии - лидер партии
Министр - Специалист
Преподаватель - Студент
Кандидат - Избиратель
Президент - Гражданин
Командир - Солдат
Лидер партии - лидер партии
Министр - Специалист
Основные отличия политического менеджмента от государственного и политорганизационного управления
Субъект управления лишен права:
  • Опереться на государственное принуждение, применить административные и иные императивные меры воздействия
  • Применить санкции, как это может сделать начальник в отношении подчиненного
Управленческая база
Государственное управление и управление в политических организациях строится в первую очередь на основе нормотворчества
Решаемые задачи
В рамках ПМ всегда решаются крайне специфические задачи, которые в большинстве случаев не нужно афишировать, поскольку истинное их содержание зачастую нелицеприятно
Инструментарий
В рамках политического менеджмента применяется целый ряд приемов, специфических методик, способов решения политических задач. Эта совокупность методик и способов - политические технологии
Цель воздействия
Основное направление приложения усилий - влияние на мотивацию тех лиц, от которых в той или иной степени зависит достижение поставленных политических целей
Причины возрастания роли политического менеджмента в общественной жизни
Изменение роли масс в политической жизни общества
Развитие общественных структур, технологий и социальные изменения, связанные с ростом уровня образования, урбанизацией, сложной экономической обстановкой, кризисами доверия к институтам власти.

Люди научились открывать рот.
Либерализация и демократизация массового сознания
Распространение концептов социальной справедливости и равенства. Все чаще Я и МОИ ИНТЕРЕСЫ ставятся выше МЫ и НАШИ ИНТЕРЕСЫ. РОДИНА, ГОСУДАРСТВО, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ также теряют вес.

Люди, не только открывают рот, но и говорят неприятные вещи.
Демократизация обществ
Принцип разделения властей, равенство граждан перед законом, приоритетность прав человека над правами государства, многопартийность.

Государство обозначило готовность слушать людей.
Введение всеобщего избирательного права
Все граждане страны, достигшие совершеннолетия, имеют право избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

У людей появился инструмент влияния.
Рост субъектности политических партий
Превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в условно самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене.

Новый активный политический актор - организует людей.
Развитие электронных СМИ
Телевидение и радио - вертикальная коммуникация "один-ко-многим". Интернет и социальные сети - смешанная коммуникация (вертикальная и горизонтальная).

Людям теперь не надо никуда ходить, чтобы высказаться или послушать.
Зачем нужен политический менеджмент?
Ключевая предпосылка к формированию ПМ, как самостоятельной сферы научного знания и направления практической деятельности - концептуальное противоречие между двумя необходимостями:
  • Необходимость снижения доли насильственных методов решения политических задач
  • Необходимость сохранения эффективности достижения поставленных целей
Политический менеджмент позволяет решать политические задачи без применения насилия, репрессивных механизмов в условиях явного согласия либо по крайней мере молчаливого одобрения объекта управления.
Основные цели, которые решаются в рамках политического менеджмента:
Укрепление авторитета государственного или политического деятеля
Создание привлекательного образа государственного института, политической партии, общественно-политической организации
Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта
Формирование электоральных предпочтений населения
Создание политических блоков, союзов
Влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах
Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения
Мобилизация масс для политической поддержки
Виды политического менеджмента
  • Политический брендинг и имиджмейкинг
  • Политический маркетинг и PR
  • Политическая реклама
  • Электоральный менеджмент
  • Управление политическими конфликтами
  • Лоббизм
  • Заключение политических союзов и соглашений

Политический брендинг и имиджмейкинг

Целенаправленное создание образа политического товара, разработка его позиционирования для устойчивого присутствия в информационном пространстве.
Политический брендинг и политический имиджмейкинг - есть ли отличия?
  • Политический
    имиджмейкинг
  • Политический
    брендинг
  • Цель
    Фокус на краткосрочном управлении восприятием целевой аудитории через создание определенного имиджа. Имидж — это внешняя оболочка бренда, которую можно изменить быстрее и легче, чтобы адаптироваться к текущей ситуации.
  • Цель
    Создание долгосрочного образа политика или проекта, который формирует эмоциональную связь с аудиторией и помогает выделяться среди конкурентов. Это совокупность ассоциаций, эмоций и ценностей, связанных с политиком или проектом.
  • Длительность
    Используется для решения тактических задач, когда нужно быстро улучшить восприятие личности или проекта. Например, после кризиса или скандала, имиджмейкер работает над восстановлением репутации.
  • Длительность
    Нацелен на долговременный результат. Это процесс стратегического планирования, включающий разработку образа, миссии, ценностей и позиционирования.
  • Уровень взаимодействия
    Ориентирован на поверхностные изменения, такие как внешний вид, манера общения, публичные выступления. Это инструменты быстрого реагирования на ситуацию, которые помогают скорректировать впечатление людей.
  • Уровень взаимодействия
    Затрагивает глубинные аспекты восприятия: ценности, эмоции, лояльность аудитории. Это более фундаментальная работа, направленная на укрепление доверия и создание устойчивых отношений с аудиторией.
  • Масштаб
    Сосредоточен на отдельных аспектах: например, на визуальной идентичности, публичных заявлениях или поведении лидера. Это локальные усилия, направленные на улучшение конкретного элемента восприятия.
  • Масштаб
    Охватывает весь спектр деятельности политика или проекта. Это комплексная стратегия, охватывающая все точки контакта с аудиторией.
Политический бренд
Cистема устойчивых упрощенных представлений о политическом акторе, которая инкорпорирована в массовое сознание.
Политический имидж
Устойчивая имиджевая конструкция, отвечающая ожиданиям целевой аудитории постепенно трансформируется в политический бренд.

Политический маркетинг

Конкретная и ограниченная по времени “продажа” политического деятеля или проекта.

Отдай голос - получи плюшку.
  • Стратегия позиционирования

  • Целевые аудитории

  • Клиентский путь

  • Воронка продаж

Политический PR

Системная работа с общественным мнением, его корректное формирование по интересующим субъекта вопросам, управление массовыми политическими коммуникациями и информационными потоками.
  • Каналы коммуникации с внешней средой

  • Создание информационных поводов

  • Получение обратной связи

Политическая реклама

Форма направленного обезличенного обращения к человеку, которая в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического товара, мобилизующего его на соответствующую поддержку.

Ключевая проблема - рекламная слепота населения и невообразимая скука.

Электоральный менеджмент

Система управления избирательными кампаниями, направленная на достижение победы кандидата или политической партии на выборах.
  • Стратегия

  • Организация

  • Коммуникация

  • Аналитика

Управление политическими конфликтами

Действия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта.
  • Предупреждение

  • Регулирование

  • Урегулирование

  • Разрешение

Лоббизм

Деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и представителями органов законодательной власти с целью оказания на них влияния для достижения тех или иных политических задач.

Заключение политических союзов и соглашений

Формирование договоренностей между различными политическими субъектами (государствами, партиями, движениями и т.д.) с целью достижения общих целей или решения конкретных задач.
  • Внутренние

    Партийные коалиции
  • Внешние

    Межгосударственные альянсы
Чем конкретно может заниматься политический менеджер?
  • Организация аппарата управления политическими кампаниями
  • Разработка информационной архитектуры политических кампаний
  • Аналитическая деятельность
  • Политическая рекламистика и медиапланирование
  • Работа со СМИ и лидерами мнений
  • Имиджмейкинг и брендинг
  • Спичрайтинг
  • Организация и проведение массовых мероприятий
  • Лоббизм
  • Консультирование
Made on
Tilda